Если организация осуществляет перевозки и имеет свой автопарк, она должна соблюдать требования по безопасности дорожного движения (БДД) (ФЗ № 196 «О БДД» и Приказ Минтранса РФ № 145). Соответствие требованиям фиксируется в документах. Если у организации не будет хватать каких-либо журналов или актов по БДД или они будут заполнены неверно, ей грозит штраф.
В статье расскажем:
- Какие документы по БДД должны быть в организации
- Кто проверяет документы по БДД
- Кто отвечает за БДД в организации
Перечень документов по БДД в организации
Чтобы обеспечить безопасность дорожного движения, организация должна проводить комплекс мероприятий. Например, разрабатывать меры для предотвращения ДТП, вести учет штрафов, проводить повышение квалификации водителей, следить за состоянием автопарка. Результаты мероприятий записываются в соответствующих документах. Пакет документов по БДД включает:
Приказы
Назначения сотрудников на должности, связанные с обеспечением безопасности, подтверждаются приказами с подписью руководителя. Например, приказ о назначении ответственного за БДД или приказ о назначении контролера технического состояния ТС. Также приказами регламентируется допуск водителя к стажировке и к работе. Если этих документов не будет, ответственность за БДД, выпуск транспорта на линию и проверку путевых листов и медосмотр ляжет на руководителя.
Должностные инструкции
Среди документов по БДД необходимы должностные инструкции для сотрудников, чья работа тесно связана с транспортом:
- ответственный за БДД;
- контролер техсостояния;
- ответственный за путевые листы;
- водитель легкового и грузового автомобиля, автобуса.
В должностных инструкциях прописывают требования к должности, функции сотрудника, его права и ответственность.
Работник знакомится с должностной инструкцией и подписывает ее, подтверждая свое согласие. Должностную инструкцию сотрудник может получить при приеме на работу или сразу после ее утверждения, если на момент приема она не была готова.
Журналы инструктажей
Работодатель обязан проводить инструктажи по БДД для водителей компании (Приказ Минтранса № 145):
- Вводный инструктаж. Он проводится при приеме на работу. Водителю рассказывают о видах и особенностях перевозок, сообщают о наиболее частых причинах ДТП в организации. Также нового сотрудника знакомят с порядком прохождения тех- и медосмотров.
- Предрейсовый инструктаж. Инструктаж проводят перед каждым выездом в рейс по новому маршруту. Если все рейсы проходят по одному маршруту, инструктаж проводится только перед первым выездом. Во время инструктажа специалист по БДД рассказывает о протяженности маршрута, где находятся опасные участки, как довести груз в целости.
- Сезонный инструктаж. Он проводится два раза в год — весной и осенью. Весной водителю сообщают, как ездить в условиях таяния снега, осенью — как ехать при низкой видимости, по гололеду, при снегопаде. Также во время этих инструктажей сообщается, как действовать в случае ДТП или при экстренном торможении.
- Специальный инструктаж по БДД. Такой инструктаж проводится, когда вступают в силу новые законы, связанные с работой водителей.
Проведение инструктажей фиксируется в специальном журнале под подпись сотрудника — это подтверждает, что в компании проходит обучение и соблюдаются правила БДД. В журнале обязательно нужно указать:
- дату проведения инструктажа и его вид;
- должность и ФИО ведущего инструктаж сотрудника;
- ФИО и подписи водителей.
Журнал можно вести как в бумажном, так и в электронном виде. В электронном журнале должны быть электронные подписи ответственного за БДД и водителей.
Повышение квалификации
Водители должны повышать квалификацию и ежегодно проходить 20-часовое обучение по БДД (Приказ Минтранса № 282, РД-200-РСФСР-12-0071-86-12, РД-26127100-1070-01). Оно может проходить:
- на рабочем месте с привлечением профильных специалистов;
- в образовательных учреждениях, которые имеют соответствующую лицензию.
В программу входит:
- изучение аварийности на дорогах и разбор типовых ДТП;
- изучение базы правового регулирования дорожного движения;
- обучение навыкам оказания первой помощи при ДТП;
- изучение условий перевозки на опасных маршрутах.
Документы, которые подтверждают повышение квалификации:
- учебный план;
- приказ о создании комиссии, которая проверяет знания по БДД;
- журнал проведения занятий;
- экзаменационные билеты.
Сведения об осмотрах
Водители и транспорт проходят постоянные осмотры. Водители должны проходить предрейсовый и послерейсовый медосмотры. Сведения о них вносятся в путевые листы и фиксируются в журналах учета. В журнале проставляются:
- время проведения медосмотра;
- данные водителя, информация о его здоровье и подпись;
- медицинское заключение с подписью медработника.
Журналы о прохождении медосмотров нужно хранить 5 лет.
Транспорт также проходит несколько видов техосмотров — предрейсовый, предсменный и послерейсовый. На их основании ставится отметка в путевые листы и заполняется журнал регистрации результатов контроля технического состояния ТС. В журнале нужно указывать:
- марку, модель и госномер ТС;
- дату и время осмотра;
- показания одометра;
- ФИО специалиста, проводившего осмотр, и его подпись.
Информацию о ДТП
Организация-перевозчик должна вести учет ДТП и расследовать каждый случай, чтобы впоследствии снизить аварийность. Для учета заполняется специальный журнал, который запрашивают при проверке. В него вносят сведения о ДТП, о нарушениях ПДД. Поля, которые должны быть в журнале:
- ФИО водителя-нарушителя, категория ТС и водительский стаж;
- автомобиль, которым управлял водитель;
- дата, время, характер и обстоятельства нарушения;
- ФИО и должность инспектора, который вынес наказание;
- вид наказания, когда его взыскали;
- принятые к водителю меры.
Сведения из журнала помогают в анализе и выявлении водителей, которые часто нарушают правила. Впоследствии ответственный за БДД проводит мероприятия по повышению их надежности.
Это только часть документов, которые должны быть в организации. Компания может самостоятельно их подготовить — нужно изучить требования законов и составить список необходимых документов. По каждому документу найти требования к заполнению и создать шаблон. Но в итоге сбор и оформление займут много времени, поэтому специалисты OnlineГИБДД составили комплект документов по БДД.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто проверяет документы по БДД
Документы по БДД могут проверить УГАДН, МАДИ, Ространснадзор и ГИБДД. Проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Плановую проверку проводит УГАДН раз в три года. Внеплановая проверка может проводится как по инициативе ведомств, так и в качестве реагирования на жалобу. Если документы будут неправильно заполнены или их комплект будет неполным, организация получит штраф (ст. 12.31.1 КоАП РФ):
- до 20 000 рублей — на должностное лицо;
- до 100 000 рублей — на юрлицо.
Проверьте штрафы автопарка компании
OnlineГИБДД ежедневно проверяет штрафы по всем автомобилям компании и показывает детали каждого постановления: дату и время, место, сроки и реквизиты для оплаты. Если заканчивается срок скидки или оплаты, сервис присылает уведомления.
Перед проверкой документов ведомство направляет запрос — в течение 10 рабочих дней с момента получения запроса организация должна предоставить документы. Если проверка выездная, ведомство сообщает о ней за 3 дня.
Основные документы по БДД, которые запросит ведомство для проверки:
- приказы, касающиеся перевозочного процесса;
- документы, подтверждающие выполнение обязанностей по БДД конкретными сотрудниками: приказы, должностные инструкции;
- аттестационные удостоверения ответственных за БДД;
- справки о ТС, использующихся в организации;
- список водителей, трудовые договоры с ними, трудовые книжки, медсправки;
- протокол о проведении ежегодной подготовки водителей;
- сведения о прохождении стажировки водителей;
- журналы инструктажей и инструкции для водителей;
- журналы учета рабочего времени водителей, учет режима труда и отдыха водителей;
- путевые листы и журналы учета путевых листов;
- журналы учета медосмотров водителей;
- сведения о проведении техосмотра;
- журнал учета ДТП и служебные расследования ДТП.
Форма покупки документов по БДД (Заголовок блока)
Кто отвечает за БДД в организации
В каждой организации, которая занимается перевозками, должен быть ответственный за БДД. Если в организации его не будет, ей выпишут штраф до 100 000 рублей (ст. 12.31.1 КоАП РФ).
Ответственный за БДД:
- следит за состоянием транспорта и за водителями;
- проводит аттестации и инструктажи для водителей;
- разрабатывает меры для снижения аварийности;
- заполняет документацию по БДД.
На эту должность не получится назначить любого сотрудника — к специалисту по БДД предъявляются особые требования. Но если сотрудник или руководитель организации им соответствуют, они вполне могут выполнять обязанности ответственного за БДД.
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Обязательные инструктажи для водителей в 2025 году
Учет и списание ГСМ в бухгалтерии в 2025 году
Топ–5 причин, которые мешают пройти техосмотр в 2025 году
Путевой лист автомобиля: для чего нужно оформлять и в каких случаях
Контролер технического состояния: обязанности, штрафы за отсутствие
Проезд по МСД в 2025 году: сколько стоит, как оплатить и проверить задолженность
В Москве проходит платная дорога Московский скоростной диаметр (МСД). По МСД ездят транзитом грузовые автомобили разных организаций — водителям нужно…
За что лишают водительских прав в 2025 году
За серьезные нарушения ПДД водителя могут лишить прав — это один из видов административного наказания. Решение принимает суд, и на…
Как оплатить платную дорогу в 2025 году
Платная дорога — это дорога или ее участок, за проезд по которым водитель должен заплатить. Если этого не сделать совсем…