Войти
Назад

Предрейсовый медицинский осмотр — необходимость или формальность?

29 августа 2023
97 802

Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед выходом в рейс. Главная цель — убедиться, что у него нет противопоказаний к управлению автомобилем и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения. Если за день водитель выходит в разные рейсы, ему нужно проверяться каждый раз.

В статье расскажем:

Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр

Проходить предрейсовый медосмотр должен каждый водитель организации, независимо от того, куда он выехал и каким автомобилем управляет. Исключение — водители автомобилей экстренных служб. Если за рулем будет индивидуальный предприниматель или самозанятый, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и грузов — он также должен пройти медосмотр. Эти правила устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Организация обязана строго следить за медосмотрами водителей, иначе есть риск получить штраф — на юрлицо и на ответственного, который выпустил на линию водителя. При этом взыскать штраф организации с работника за непрохождение медосмотра нельзя — ему вынесут собственный штраф, если докажут вину. Такое решение принял Свердловский областной суд по делу о взыскании ущерба с работника.

Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров

Штрафы за нарушение правил медосмотра распространяются не только на организацию, но и на водителя и ответственного сотрудника. Если предприниматель или самозанятый не имеют статус юрлица, наказание они получат как юрлицо.

Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает ч. 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ:

  • для водителей — 3 000 рублей;
  • для должностных лиц — 5 000 рублей;
  • для юридических лиц — 30 000 рублей.

Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ:

  • для водителей: 1 000 — 1 500 рублей;
  • для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей;
  • для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей.

К таким нарушениям можно отнести неправильное ведение журнала учета или использование медизделий, которые не подлежат поверке.

Например, в 2017 году госучреждение получило наказание и штраф по ст. 11.32 КоАП РФ. Учреждение имело лицензию на проведение предрейсовых медосмотров. Росздравнадзор выявил: прибор, который использовался для проверки трезвости водителей, не проходил поверку. Мировой судья признал организацию виновной и вынес штраф в размере 30 000 рублей.

Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования. Это расценивается как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить:

  • Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.
  • Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.
  • Исправительные работы на срок до 2 лет.
  • Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров (ст. 12.31.1 КоАП) можно со скидкой 25% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП). Она действует в течение 30 дней со дня вручения постановления. Проверить скидку на штраф можно по постановлению.

Форма поиска по УИН штрафа (Проверить скидку на штраф)

Как проходит предрейсовый медосмотр

На медосмотре проверяют:

  1. Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс или давление отклоняются от нормы, их можно проверить дважды с интервалом в 5 — 10 минут.
  2. Алкогольное и наркотическое опьянение. Наличие алкоголя проверяют алкотестером. Если медработник заподозрил наркотическое опьянение, он может направить водителя на анализ мочи. Анализ проводится с помощью экспресс-теста.

Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы. Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу.

Если медработник обнаружит признаки алкогольного, токсического или наркотического опьянения, он запретит выход на работу.

По закону осмотр входит в рабочие часы. Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.

Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры

Сейчас в законах нет ни прямого запрета, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что дистанционный осмотр признается в суде как нарушение требований к перевозкам. Например, Арбитражный суд Сахалинской области отказался признать штраф за нарушение порядка медосмотра недействительным.

Водитель можно пройти медосмотр дистанционно. Работодатель должен отправлять сотрудников минимум 2 раза в год на очные химико-токсикологические исследования.

Процедура осмотра такая:

  1. Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
  2. Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.
  3. Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.

Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре. Медосмотр записывается на видео, записи должны храниться не меньше 30 дней. Если все в порядке, медработник выдает электронное заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью. Данные о медосмотре сразу передаются в электронные журнал и путевой лист и направляются в медучреждение и руководителю.

Нет категоричного запрета на ведение журнала предрейсового дистанционного медосмотра в бумажном виде. Главное условие: если журнал в бумажном виде, он должен быть подписан лично медработником, в электронном виде — усиленной электронной подписью медработника.

Все устройства для проведения медосмотра должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре РФ, а программное обеспечение для проведения осмотра должно быть внесено в Единый реестр российского ПО.

Организации, которые предлагают услуги дистанционных медосмотров, используют лицензированные медицинские устройства и программное обеспечение. Обычно у них есть готовый программно-аппаратный комплекс. Для удобства в нем можно вести электронные журналы медосмотра и формировать электронные путевые листы.

Кому нельзя проходить дистанционный медосмотр

Есть категории водителей, которым проходить осмотр можно только очно:

  • перевозка детей, например водители школьных автобусов;
  • перевозка опасных грузов;
  • междугородние перевозки от 300 км.

Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр

Для проведения медосмотра можно заключить договор с лечебным учреждением (больница, частный медцентр). Медцентр должен иметь лицензию, которая разрешает проводить предрейсвоые медосмотры. Врач, который проводит осмотр, должен пройти специальную программу подготовки.

Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры.

Лицензия на медосмотр водителейВ лицензии указывается, что организация имеет право проводить предрейсовые медосмотры

Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.

Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение. Лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.

Журнал предрейсового медицинского осмотра

После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и делает в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем. В случае дистанционного медосмотра все данные об осмотре из системы передаются в электронные версии документов с возможностью печати страниц. Организации, которые проводят медосмотры, могут предоставлять программное обеспечение для ведения электронных документов.

Штамп медосмотра водителейОтметка в бумажном путевом листе. На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален

Журнал можно вести в бумажном или электронном виде:

  • Бумажный вариант журнала должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждая страница должна быть пронумерована.
  • Для электронного варианта у руководителя должна быть электронная подпись, чтобы защитить сведения, которые хранятся на электронном носителе.

Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы. Журнал нужно хранить не менее 5 лет.

В журнале заполняют:

  • время проведения осмотра;
  • личные данные водителя и сведения о его здоровье;
  • медицинское заключение;
  • подписи медработника и водителя.

Журнал медосмотра водителей

Скачать инструкцию (Скачать образец журнала).

Если при проверке Росавтонадзора, Рострудинспекции или налоговой у организации не обнаружится журнал, грозит штраф должностному лицу и юрлицу (статья 11.32 КоАП РФ). Журнал руководитель должен предоставить в течение 3 дней.

Так, в результате проверки госучреждения Росздравнадзор выявил, что организация неправильно ведет журналы медосмотров: указывает только год рождения водителя вместо полной даты, не фиксирует жалобы водителей, не прописывает результаты осмотра. Мировой судья наказал должностное лицо (главного врача) по ст. 11.32 КоАП РФ и назначил штраф 2 000 рублей.

Бумажный или электронный путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, но есть исключения, например длительные командировки.

Если командировка длится 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.

Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить

Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса. Послерейсовые медосмотры можно пройти дистанционно.

Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:

  1. Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
  2. Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.

Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

© ООО "Автопомощь", 16+ 2013-2024. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя со ссылкой на источник.
Ваше имя
Электронная почта
Сообщение
Все документы разработаны с учетом последних изменений законодательства.
После оплаты пришлем готовый комплект на почту.
Стоимость — 3 000 ₽

+ 5% НДС — 150 ₽

Электронная почта

В комплект входят документы:

1. Должностная инструкция ответственного за БДД
2. Должностная ответственного за техсостояние
3. Должностная инструкция контролера
4. Должностная инструкция ответственного за путевые листы
5. Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
6. Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
7. Должностная инструкция водителя автобуса
8. Инструкция крупногобаритные грузы
9. Инструкция опасные грузы
10. Инструкция специальные сигналы
11. Приказ о назначении ответственного за БДД
12. Приказ о назначении ответственного за техсостояние
13. Приказ о назначении контролера
14. Приказ о назначении ответственного за путевые листы
15. Положение о проведении стажировки
16. Программа стажировки водителей
17. Приказ о назначении водителя-наставника
18. Приказ о стажировке и испытании
19. Приказ о допуске к самостоятельной работе
20. Программа вводного инструктажа

Ещё 35 документов Свернуть
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на Условия оказания услуги