Предрейсовый медицинский осмотр — это проверка здоровья и самочувствия водителя перед выходом в рейс. Главная цель — убедиться, что у него нет противопоказаний к управлению автомобилем и его состояние не угрожает безопасности дорожного движения. Если за день водитель выходит в разные рейсы, ему нужно проверяться каждый раз.
В статье расскажем:
- Для кого обязателен предрейсовый медосмотр
- Какую ответственность несет предприниматель за нарушения
- Как проходит медицинский осмотр
- Можно ли пройти предрейсовый медосмотр дистанционно
- Кому нельзя проходить медосмотр дистанционно
- Кто проводит медосмотр
- Как правильно заполнить журнал медосмотра
- Обязательно ли проходить медосмотр после рейса
Кто обязан проходить предрейсовый медосмотр
Проходить предрейсовый медосмотр должен каждый водитель организации, независимо от того, куда он выехал и каким автомобилем управляет. Исключение — водители автомобилей экстренных служб. Если за рулем будет индивидуальный предприниматель или самозанятый, оказывающий услуги по перевозке пассажиров и грузов — он также должен пройти медосмотр. Эти правила устанавливает Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Организация обязана строго следить за медосмотрами водителей, иначе есть риск получить штраф — на юрлицо и на ответственного, который выпустил на линию водителя. При этом взыскать штраф организации с работника за непрохождение медосмотра нельзя — ему вынесут собственный штраф, если докажут вину. Такое решение принял Свердловский областной суд по делу о взыскании ущерба с работника.
Штрафы и ответственность за нарушения при проведении предрейсовых медосмотров
Штрафы за нарушение правил медосмотра распространяются не только на организацию, но и на водителя и ответственного сотрудника. Если предприниматель или самозанятый не имеют статус юрлица, наказание они получат как юрлицо.
Штрафы за отсутствие медосмотра устанавливает ч. 2 ст. 12.31.1. КоАП РФ:
- для водителей — 3 000 рублей;
- для должностных лиц — 5 000 рублей;
- для юридических лиц — 30 000 рублей.
Штрафы за нарушение установленного порядка медицинских осмотров прописаны в статье 11.32 КоАП РФ:
- для водителей: 1 000 — 1 500 рублей;
- для должностных лиц: 2 000 — 3 000 рублей;
- для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей.
К таким нарушениям можно отнести неправильное ведение журнала учета или использование медизделий, которые не подлежат поверке.
Например, в 2017 году госучреждение получило наказание и штраф по ст. 11.32 КоАП РФ. Учреждение имело лицензию на проведение предрейсовых медосмотров. Росздравнадзор выявил: прибор, который использовался для проверки трезвости водителей, не проходил поверку. Мировой судья признал организацию виновной и вынес штраф в размере 30 000 рублей.
Если компания не провела осмотр или нарушила порядок его проведения, а водитель попал в ДТП с тяжкими последствиями, может дойти до уголовного преследования. Это расценивается как нарушение требований охраны труда (Уголовный кодекс РФ, Статья 143). Руководителю и лицу, которое отвечает за проведение осмотров, в этом случае могут назначить:
- Штраф до 400 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев.
- Обязательные работы на срок от 180 до 240 часов.
- Исправительные работы на срок до 2 лет.
- Принудительные работы до 1 года или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Оплатить штраф за нарушения требований о проведении предрейсовых медосмотров (ст. 12.31.1 КоАП) можно со скидкой 25% (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП). Она действует в течение 30 дней со дня вручения постановления. Проверить скидку на штраф можно по постановлению.
Форма поиска по УИН штрафа (Проверить скидку на штраф)
Как проходит предрейсовый медосмотр
На медосмотре проверяют:
- Самочувствие водителя. Врач измеряет основные показатели: давление, пульс, температуру. Если пульс или давление отклоняются от нормы, их можно проверить дважды с интервалом в 5 — 10 минут.
- Алкогольное и наркотическое опьянение. Наличие алкоголя проверяют алкотестером. Если медработник заподозрил наркотическое опьянение, он может направить водителя на анализ мочи. Анализ проводится с помощью экспресс-теста.
Если у водителя есть какие-то жалобы, не в норме основные показатели или обострилось заболевание, в этот день его отстраняют от работы. Медработник выписывает направление на дополнительное обследование в больницу.
Если медработник обнаружит признаки алкогольного, токсического или наркотического опьянения, он запретит выход на работу.
По закону осмотр входит в рабочие часы. Если работник проходит его в свободное время, ему оплачиваются сверхурочные. За само обследование тоже платит работодатель.
Дистанционные предрейсовые медицинские осмотры
Сейчас в законах нет ни прямого запрета, ни разрешения на дистанционные осмотры. Но практика показывает, что дистанционный осмотр признается в суде как нарушение требований к перевозкам. Например, Арбитражный суд Сахалинской области отказался признать штраф за нарушение порядка медосмотра недействительным.
Водитель можно пройти медосмотр дистанционно. Работодатель должен отправлять сотрудников минимум 2 раза в год на очные химико-токсикологические исследования.
Процедура осмотра такая:
- Водитель заполняет свои данные в специальной компьютерной системе.
- Терминал, который установлен на точке дистанционного осмотра, измеряет давление, температуру и пульс водителя.
- Встроенный алкотестер проверяет наличие алкоголя в крови.
Все это время за осмотром через веб-камеру наблюдает лицензированный медработник. Он следит, чтобы водитель ничего не нарушил при осмотре. Медосмотр записывается на видео, записи должны храниться не меньше 30 дней. Если все в порядке, медработник выдает электронное заключение и допускает водителя в рейс. Свое решение он подтверждает электронной подписью. Данные о медосмотре сразу передаются в электронные журнал и путевой лист и направляются в медучреждение и руководителю.
Нет категоричного запрета на ведение журнала предрейсового дистанционного медосмотра в бумажном виде. Главное условие: если журнал в бумажном виде, он должен быть подписан лично медработником, в электронном виде — усиленной электронной подписью медработника.
Все устройства для проведения медосмотра должны быть зарегистрированы в Росздравнадзоре РФ, а программное обеспечение для проведения осмотра должно быть внесено в Единый реестр российского ПО.
Организации, которые предлагают услуги дистанционных медосмотров, используют лицензированные медицинские устройства и программное обеспечение. Обычно у них есть готовый программно-аппаратный комплекс. Для удобства в нем можно вести электронные журналы медосмотра и формировать электронные путевые листы.
Кому нельзя проходить дистанционный медосмотр
Есть категории водителей, которым проходить осмотр можно только очно:
- перевозка детей, например водители школьных автобусов;
- перевозка опасных грузов;
- междугородние перевозки от 300 км.
Кто проводит предрейсовый медицинский осмотр
Для проведения медосмотра можно заключить договор с лечебным учреждением (больница, частный медцентр). Медцентр должен иметь лицензию, которая разрешает проводить предрейсвоые медосмотры. Врач, который проводит осмотр, должен пройти специальную программу подготовки.
Некоторые компании получают лицензию и сами организовывают осмотры.
В лицензии указывается, что организация имеет право проводить предрейсовые медосмотры
Чтобы получить лицензию, надо собрать полный пакет документов, открыть медицинский кабинет и нанять медицинского работника — врача или медработника со средним образованием, который прошел программу подготовки.
Получить лицензию непросто, поэтому обычно компании обращаются за помощью в фирмы, которые помогают собрать документы и получить разрешение. Лицензия дает право оказывать услуги другим компаниям и действует бессрочно.
Журнал предрейсового медицинского осмотра
После проверки медицинский работник заполняет журнал предрейсового медосмотра и делает в путевом листе отметку, подтверждающую, что водитель допущен к управлению автомобилем. В случае дистанционного медосмотра все данные об осмотре из системы передаются в электронные версии документов с возможностью печати страниц. Организации, которые проводят медосмотры, могут предоставлять программное обеспечение для ведения электронных документов.
Отметка в бумажном путевом листе. На штампе обязательно указывают время осмотра, чтобы не было сомнений, что он актуален
Журнал можно вести в бумажном или электронном виде:
- Бумажный вариант журнала должен быть прошнурован и заверен печатью. Каждая страница должна быть пронумерована.
- Для электронного варианта у руководителя должна быть электронная подпись, чтобы защитить сведения, которые хранятся на электронном носителе.
Руководитель компании отвечает за журнал: следит за регулярностью записей и соблюдением формы. Журнал нужно хранить не менее 5 лет.
В журнале заполняют:
- время проведения осмотра;
- личные данные водителя и сведения о его здоровье;
- медицинское заключение;
- подписи медработника и водителя.
Скачать инструкцию (Скачать образец журнала).
Если при проверке Росавтонадзора, Рострудинспекции или налоговой у организации не обнаружится журнал, грозит штраф должностному лицу и юрлицу (статья 11.32 КоАП РФ). Журнал руководитель должен предоставить в течение 3 дней.
Так, в результате проверки госучреждения Росздравнадзор выявил, что организация неправильно ведет журналы медосмотров: указывает только год рождения водителя вместо полной даты, не фиксирует жалобы водителей, не прописывает результаты осмотра. Мировой судья наказал должностное лицо (главного врача) по ст. 11.32 КоАП РФ и назначил штраф 2 000 рублей.
Бумажный или электронный путевой лист с отметкой о допуске водителю выдают перед каждым рейсом. Обычно это происходит каждый день, но есть исключения, например длительные командировки.
Если командировка длится 20 дней, водителю выдают путевой лист, в котором отмечены все точки его маршрута. Тогда он должен пройти медосмотр только один раз — перед выездом. Результаты будут действительны в течение всего срока командировки.
Послерейсовый медицинский осмотр: нужно ли его проходить
Послерейсовые осмотры обязательны только для водителей, которые в рабочее время перевозят пассажиров или опасные грузы. Требования к ним более строгие: их проверяют после каждой смены и рейса. Послерейсовые медосмотры можно пройти дистанционно.
Процедура у послерейсовых медосмотров такая же, как у предрейсовых. У этих осмотров две цели:
- Проконтролировать здоровье сотрудника. Регулярные осмотры помогают вовремя заметить начало профзаболевания или отравления, отследить влияние вредных факторов на здоровье.
- Выявить сотрудников, которые употребляют на работе алкоголь или психоактивные вещества.
Для остальных водителей осмотры только рекомендованы. Например, рекомендуется осматривать после рейса людей группы риска: пожилых, людей с заболеваниями, употребляющих алкоголь.
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Какие документы по БДД должны быть в каждой организации
Обязательные инструктажи для водителей в 2025 году
Учет и списание ГСМ в бухгалтерии в 2025 году
Топ–5 причин, которые мешают пройти техосмотр в 2025 году
Путевой лист автомобиля: для чего нужно оформлять и в каких случаях
Как оформить полис ОСАГО на грузовой автомобиль
При оформлении полиса ОСАГО на грузовую машину, автобус или автомобиль такси собственники могут сталкиваться с отказами. Страховые не хотят оформлять…
Прекращение регистрации транспортного средства в ГИБДД
Если не прекратить регистрацию автомобиля после его продажи, штрафы и транспортный налог на машину будут приходить прежнему владельцу. После прекращения…
Какие документы по БДД должны быть в каждой организации
Если организация осуществляет перевозки и имеет свой автопарк, она должна соблюдать требования по безопасности дорожного движения (БДД) (ФЗ № 196…