По закону организации должны вести учет всех ДТП с участием своих автомобилей. В статье рассказали:
- Для чего нужен учет ДТП
- Каковы правила учета ДТП
- Как вести журнал учета ДТП
- Как проводить сверку ДТП с ГИБДД
- Как снизить аварийность в компании
Для чего нужен учет ДТП
Учет ДТП обязателен для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, в собственности которых есть транспорт. Нормативная база для учета:
- Постановление Правительства от от 19.09.2020 «Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий»;
- Приказ Минтранса от 02.04.1996 N 22 «О Форме учета дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств».
В Правилах учета ДТП указано, что учет вести нужно для изучения причин и условий, которые привели к аварии. Это помогает организациям снизить аварийность в будущем: — например, выявить среди водителей злостных нарушителей ПДД. Вместе с этим учет и изучение причин позволяют экономить деньги: чем меньше ДТП, тем меньше расходов на ремонт.
Также учет ДТП ведут ГИБДД и владельцы автомобильных дорог. Им статистика по авариям помогает обнаружить опасные участки дорог и принять меры — установить знаки, изменить скоростной режим.
Правила учета ДТП
Учету в организации подлежат любые ДТП — оформленные как в присутствии сотрудника ГИБДД, так и по европротоколу.
В этом кроется сложность: многие организации заполняют журнал ДТП только перед сверкой, а данные об авариях берут из базы ГИБДД. Там нет сведений о ДТП, оформленных через европротокол. Если мелкие аварии водители организации оформляют по европротоколу, организация должна требовать и хранить все документы по происшествию.
За отсутствие учета организацию могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ — ведение деятельности с нарушением лицензионных требований. Штраф по статье составляет:
- для граждан — 1 500-2 000 руб.;
- для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 3 000-4 000 руб.;
- для юрлица — 30 000-40 000 руб.
На усмотрение суда сначала организации или предпринимателю за негрубые нарушения могут вынести предупреждение (Решение № 2-28/2015 2-28/2015). Но судебная практика показывает, что риск получить штраф велик (Постановление от 21 апреля 2016 г. по делу № 5-1179/2016).
Форма поиска по УИН штрафа
Организация должна провести внутреннее расследование и установить причины ДТП. Все сведения о ДТП заносятся в специальный журнал, а потом проходить сверку с ГИБДД. До 1 января 2021 года сверка проводилась ежемесячно, плюс, нужно было немедленно извещать ГИБДД о любом ДТП организации. Сейчас это не обязательно, достаточно сверять данные не реже 1 раза в год.
Ведение журнала учета ДТП
Скачайте образец журнала учета ДТП
Скачать инструкцию
Обязательная информация
Перечень обязательной информации в журнале установлен Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22. Сверять с подразделением ГИБДД нужно:
- номер карточки ДТП;
- вид ДТП — столкновение, наезд на препятствие, падение пассажира и т.д.;
- дату, время и место происшествия;
- госномер и модель автомобиля;
- ФИО водителя;
- условия и обстоятельства, при которых произошло ДТП — например, сведения о погоде и освещенности участка трассы;
- причины ДТП, выявленные в ходе внутреннего расследования;
- последствия ДТП.
Также организация должна выяснить и отразить в журнале:
- квалификацию водителя, стаж его работы, состояние здоровья и на каком часу его работы произошло ДТП;
- срок эксплуатации автомобиля, его пробег, данные о техосмотрах.
Эти данные нужны для внутренней картины ДТП, с ГИБДД они не сверяются.
Кто должен вести журнал
Закон не устанавливает, кто из работников предприятия должен нести ответственность за заполнение журнала. Но в силу Приказа Минтранса России от 31.07.2020 N 282 специалист по безопасности дорожного движения должен уметь анализировать причины ДТП и готовить отчеты о том, какие меры приняты по их предупреждению. Также в его квалификацию входит сверка данных о ДТП с ГИБДД. Поэтому и журнал обычно ведет специалист БДД.
Кто проверяет журнал ДТП
Потребовать показать журнал ДТП могут должностные лица МВД или Ространснадзора при проведении плановых проверок. Также формально такое право есть у прокуроров, но на практике они редко проверяют журналы. Дела о нарушениях рассматривает мировой судья.
Проверка журналов проводится не чаще 1 раза в 3 года.
Сверка ДТП с ГИБДД
Данные о ДТП нужно сверять со сведениями из базы ГИБДД. Организация или индивидуальный предприниматель сами определяют, как часто проводить сверку — главное, не реже 1 раза в год.
Запросить данные о ДТП можно прямо через официальный сайт гибдд.рф в разделе «Проверка автомобиля». Проверка проходит по VIN-номеру авто. Данные каждой машины придется вбивать вручную.
При большом количестве автомобилей проводить проверку вручную слишком трудозатратно. Можно проверить ДТП с участием своих автомобилей в сервисе OnlineГИБДД. Достаточно один раз загрузить список транспорта в личный кабинет. Сервис покажет информацию обо всех ДТП, которые есть в базе ГИБДД, а также будет оповещать о всех новых происшествиях.
Если автомобиль организации фигурировал в ДТП, выгрузить карточку учета ДТП можно из раздела «Выгрузка показателей БДД». Сведения о ДТП появляются там позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В разделе нужно выбрать «Карточки ДТП», указать свой регион и дату ДТП. Карточку своего ДТП можно скачать в формате pdf. Она подойдет для сверки.
Чтобы доказать факт сверки, на pdf-документе можно сделать отметку о дате сверки с подписью ответственного лица и указанием количества ДТП организации на указанную дату. Эти документы хранятся вместе с журналом учета ДТП, при проверке их могут запросить контролирующие органы.
Ранее при ежемесячной сверке МВД ставило отметку о прохождении сверки. С 1 января 2021 года ежемесячная сверка отменена. Для доказательства ее прохождения достаточно хранить распечатанные с сайта ГИБДД карточки ДТП.
ДТП, оформленные по европротоколу, в базу ГИБДД не попадают. Для них можно завести лист согласований с указанием, сколько ДТП учтено всего, а сколько — по европротоколу. Главное, чтобы ДТП на листе согласования было не меньше, чем в базе ГИБДД.
Снижение аварийности в организации
Учет ДТП — шаг на пути к снижению аварийности в организации. Именно для этого организации и индивидуальные предприниматели обязаны анализировать и устранять причины аварий и нарушения ПДД.
Также для снижения аварийности необходимо:
- поддерживать ТС в исправности;
- контролировать состояние здоровья и подготовку водителей;
- выявлять нарушителей правил дорожного движения и проводить с ними работу.
Каждое нарушение правил дорожного движения — потенциальная авария, поэтому важно вести учет штрафов организации. Закон не устанавливает строгую форму отчетности по штрафам, сверка с ГИБДД не обязательна, но крупные организации ведут собственные журналы или прибегают к помощи сервиса OnlineГИБДД.
Сервис ежедневно проверяет все штрафы компании, присылает отчеты и показывает, какой автомобиль совершил нарушение и кто был за рулем. Данные можно выгрузить в Excel-таблицу. При помощи фильтров можно вычислить злостных нарушителей ПДД и провести с ними обучение.
Популярные статьи
Как юрлицам проверить и оплатить долг за проезд по ЦКАД
Шлагбаумов на ЦКАД трассе нет, но проезд платный. Разобрали как автоматически проверять задолженность ЦКАД и не получать штрафы.
Штрафы ГИБДД со скидкой 50%, делимся опытом
Скидка на штрафы ГИБДД доступна не всегда - узнайте, как правильно оплачивать штрафы со скидкой 50%
Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф
Рассказываем, сколько времени по нормам водитель должен тратить на управление транспортным средством и на отдых, кто и как контролирует соблюдение режима труда и отдыха, какие штрафы предусмотрены за его нарушения.
Подписаться
Укажите почту для отправки публикаций.
Готово
Отправили на почту подборку статей о важных изменениях в законодательстве