Войти
Назад

Учет ДТП в организации: для чего он нужен и как его вести

18 мая 2022
38 340

По закону организации должны вести учет всех ДТП с участием своих автомобилей. В статье рассказали:

Для чего нужен учет ДТП

Учет ДТП обязателен для всех организаций и индивидуальных предпринимателей, в собственности которых есть транспорт. Нормативная база для учета:

В Правилах учета ДТП указано, что учет вести нужно для изучения причин и условий, которые привели к аварии. Это помогает организациям снизить аварийность в будущем: — например, выявить среди водителей злостных нарушителей ПДД. Вместе с этим учет и изучение причин позволяют экономить деньги: чем меньше ДТП, тем меньше расходов на ремонт.

Также учет ДТП ведут ГИБДД и владельцы автомобильных дорог. Им статистика по авариям помогает обнаружить опасные участки дорог и принять меры — установить знаки, изменить скоростной режим.

Правила учета ДТП

Учету в организации подлежат любые ДТП — оформленные как в присутствии сотрудника ГИБДД, так и по европротоколу.

В этом кроется сложность: многие организации заполняют журнал ДТП только перед сверкой, а данные об авариях берут из базы ГИБДД. Там нет сведений о ДТП, оформленных через европротокол. Если мелкие аварии водители организации оформляют по европротоколу, организация должна требовать и хранить все документы по происшествию.

За отсутствие учета организацию могут привлечь к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ — ведение деятельности с нарушением лицензионных требований. Штраф по статье составляет:

  • для граждан — 1 500-2 000 руб.;
  • для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей — 3 000-4 000 руб.;
  • для юрлица — 30 000-40 000 руб.

На усмотрение суда сначала организации или предпринимателю за негрубые нарушения могут вынести предупреждение (Решение № 2-28/2015 2-28/2015). Но судебная практика показывает, что риск получить штраф велик (Постановление от 21 апреля 2016 г. по делу № 5-1179/2016).

Форма поиска по УИН штрафа

Организация должна провести внутреннее расследование и установить причины ДТП. Все сведения о ДТП заносятся в специальный журнал, а потом проходить сверку с ГИБДД. До 1 января 2021 года сверка проводилась ежемесячно, плюс, нужно было немедленно извещать ГИБДД о любом ДТП организации. Сейчас это не обязательно, достаточно сверять данные не реже 1 раза в год.

Ведение журнала учета ДТП

Скачайте образец журнала учета ДТП

Скачать инструкцию

Обязательная информация

Перечень обязательной информации в журнале установлен Приказом Минтранса РФ от 02.04.1996 № 22. Сверять с подразделением ГИБДД нужно:

  • номер карточки ДТП;
  • вид ДТП — столкновение, наезд на препятствие, падение пассажира и т.д.;
  • дату, время и место происшествия;
  • госномер и модель автомобиля;
  • ФИО водителя;
  • условия и обстоятельства, при которых произошло ДТП — например, сведения о погоде и освещенности участка трассы;
  • причины ДТП, выявленные в ходе внутреннего расследования;
  • последствия ДТП.

Также организация должна выяснить и отразить в журнале:

  • квалификацию водителя, стаж его работы, состояние здоровья и на каком часу его работы произошло ДТП;
  • срок эксплуатации автомобиля, его пробег, данные о техосмотрах.

Эти данные нужны для внутренней картины ДТП, с ГИБДД они не сверяются.

Кто должен вести журнал

Закон не устанавливает, кто из работников предприятия должен нести ответственность за заполнение журнала. Но в силу Приказа Минтранса России от 31.07.2020 N 282 специалист по безопасности дорожного движения должен уметь анализировать причины ДТП и готовить отчеты о том, какие меры приняты по их предупреждению. Также в его квалификацию входит сверка данных о ДТП с ГИБДД. Поэтому и журнал обычно ведет специалист БДД.

Кто проверяет журнал ДТП

Потребовать показать журнал ДТП могут должностные лица МВД или Ространснадзора при проведении плановых проверок. Также формально такое право есть у прокуроров, но на практике они редко проверяют журналы. Дела о нарушениях рассматривает мировой судья.

Проверка журналов проводится не чаще 1 раза в 3 года.

Сверка ДТП с ГИБДД

Данные о ДТП нужно сверять со сведениями из базы ГИБДД. Организация или индивидуальный предприниматель сами определяют, как часто проводить сверку — главное, не реже 1 раза в год.

Запросить данные о ДТП можно прямо через официальный сайт гибдд.рф в разделе «Проверка автомобиля». Проверка проходит по VIN-номеру авто. Данные каждой машины придется вбивать вручную.

При большом количестве автомобилей проводить проверку вручную слишком трудозатратно. Можно проверить ДТП с участием своих автомобилей в сервисе OnlineГИБДД. Достаточно один раз загрузить список транспорта в личный кабинет. Сервис покажет информацию обо всех ДТП, которые есть в базе ГИБДД, а также будет оповещать о всех новых происшествиях.

Если автомобиль организации фигурировал в ДТП, выгрузить карточку учета ДТП можно из раздела «Выгрузка показателей БДД». Сведения о ДТП появляются там позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным. В разделе нужно выбрать «Карточки ДТП», указать свой регион и дату ДТП. Карточку своего ДТП можно скачать в формате pdf. Она подойдет для сверки.

Чтобы доказать факт сверки, на pdf-документе можно сделать отметку о дате сверки с подписью ответственного лица и указанием количества ДТП организации на указанную дату. Эти документы хранятся вместе с журналом учета ДТП, при проверке их могут запросить контролирующие органы.

Ранее при ежемесячной сверке МВД ставило отметку о прохождении сверки. С 1 января 2021 года ежемесячная сверка отменена. Для доказательства ее прохождения достаточно хранить распечатанные с сайта ГИБДД карточки ДТП.

ДТП, оформленные по европротоколу, в базу ГИБДД не попадают. Для них можно завести лист согласований с указанием, сколько ДТП учтено всего, а сколько — по европротоколу. Главное, чтобы ДТП на листе согласования было не меньше, чем в базе ГИБДД.

Снижение аварийности в организации

Учет ДТП — шаг на пути к снижению аварийности в организации. Именно для этого организации и индивидуальные предприниматели обязаны анализировать и устранять причины аварий и нарушения ПДД.

Также для снижения аварийности необходимо:

  • поддерживать ТС в исправности;
  • контролировать состояние здоровья и подготовку водителей;
  • выявлять нарушителей правил дорожного движения и проводить с ними работу.

Каждое нарушение правил дорожного движения — потенциальная авария, поэтому важно вести учет штрафов организации. Закон не устанавливает строгую форму отчетности по штрафам, сверка с ГИБДД не обязательна, но крупные организации ведут собственные журналы или прибегают к помощи сервиса OnlineГИБДД.

Сервис ежедневно проверяет все штрафы компании, присылает отчеты и показывает, какой автомобиль совершил нарушение и кто был за рулем. Данные можно выгрузить в Excel-таблицу. При помощи фильтров можно вычислить злостных нарушителей ПДД и провести с ними обучение.

Сервис ежедневно проверяет все штрафы компании, присылает отчеты и показывает, какой автомобиль совершил нарушение и кто был за рулем. Данные можно выгрузить в Excel-таблицу. При помощи фильтров можно вычислить злостных нарушителей ПДД и провести с ними обучение.

 

 

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

© ООО "Автопомощь", 16+ 2013-2024. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя со ссылкой на источник.
Ваше имя
Электронная почта
Сообщение
Все документы разработаны с учетом последних изменений законодательства.
После оплаты пришлем готовый комплект на почту.
Стоимость — 3 000 ₽

+ 5% НДС — 150 ₽

Электронная почта

В комплект входят документы:

1. Должностная инструкция ответственного за БДД
2. Должностная ответственного за техсостояние
3. Должностная инструкция контролера
4. Должностная инструкция ответственного за путевые листы
5. Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
6. Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
7. Должностная инструкция водителя автобуса
8. Инструкция крупногобаритные грузы
9. Инструкция опасные грузы
10. Инструкция специальные сигналы
11. Приказ о назначении ответственного за БДД
12. Приказ о назначении ответственного за техсостояние
13. Приказ о назначении контролера
14. Приказ о назначении ответственного за путевые листы
15. Положение о проведении стажировки
16. Программа стажировки водителей
17. Приказ о назначении водителя-наставника
18. Приказ о стажировке и испытании
19. Приказ о допуске к самостоятельной работе
20. Программа вводного инструктажа

Ещё 35 документов Свернуть
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на Условия оказания услуги