Войти
Назад

Весогабаритный контроль: весовые рамки и штрафы за негабарит и перегруз

17 июня 2025
386 898

В России весь грузовой транспорт для проезда по дорогам должен иметь допустимые габариты, массу и нагрузку на оси. Чтобы проверить, соответствует ли транспортное средство нормам, на дорогах организовали весогабаритный контроль.

В статье расскажем:

Штрафы за негабарит и перегруз

Штрафы для перевозчиков зависят от степени превышения допустимой массы или габаритов (ст. 12.21.1 КоАП РФ):

  • За превышение габаритов до 10 см, водитель получает штраф в размере 1 500 — 2 250 рублей, должностное лицо — от 15 000 до 22 500 рублей, юрлицо — от 150 000 до 225 000 рублей.
  • Если масса или осевая нагрузка превышают допустимые на 10-20%, а габариты — на 10-20 см, собственник транспортного средства получает штраф в размере 375 000 рублей.
  • Если масса или осевая нагрузка превышают допустимые на 20-50%, а габариты — на 20-50 см, собственник транспортного средства получает штраф в размере 525 000 рублей.
  • Если масса или осевая нагрузка превышают допустимые более, чем на 50%, а габариты более, чем на 50 см, собственник транспортного средства получает штраф в размере 600 000 рублей.

Проверяйте штрафы за негабарит и перегруз

OnlineГИБДД ежедневно проверяет штрафы по всем авто компании и показывает детали нарушения. Если выходит срок скидки или оплаты, сервис напомнит об этом.

Как оплатить штраф за нарушение весогабаритного контроля

Оплатить штраф за нарушение весогабаритного контроля можно:

  • через сервис OnlineГИБДД — для юрлиц;
  • через Госуслуги;
  • через сайт ГИБДД.

Проверяйте и оплачивайте штрафы

OnlineГИБДД по каждому штрафу показывает реквизиты и сроки для оплаты. Скачивайте готовые платежки для банк-клиента или оплачивайте через сервис в пару кликов.

Как обжаловать штраф с весовой рамки

Обжаловать штрафы с АПВГК можно в следующих случаях:

Машина была в аренде, а штраф пришел собственнику

Чтобы доказать невиновность, собственник должен иметь документы, которые подтвердят, что автомобиль был в аренде. На обжалование штрафа дается 10 дней с момента вынесения постановления. Для обжалования штрафа с АПВГК нужно:

  1. Составить жалобу. В ней указать данные заявителя и адресата, причину жалобы. Приложить к жалобе документы, которые доказывают правоту заявителя.
  2. Отправить жалобу можно в Ространснадзор или в суд по месту нахождения рамки.
  3. Ространснадзор рассмотрит жалобу в течение 10 дней, суд — в течение 2 месяцев.

Если собственник решил обжаловать штраф, лучше его сразу оплатить. В случае неудачи получится сэкономить 25% от суммы штрафа на скидке.

Рамка весогабаритного контроля работала некорректно, результаты измерения недостоверны

В этом случае перевозчики составляют жалобу на некорректную работу рамки. Если на одну рамку приходит много жалоб, ее перенастраивают, а штрафы с нее отменяют. Чтобы рамку перепроверили, коллективная жалоба должна быть направлена в прокуратуру.

Нужны доказательства, что:

  • груз был загружен в машину по нормам;
  • машина не отклонялась с маршрута, у водителя не было возможности передвинуть груз или дозагрузить авто;
  • другие пункты весогабаритного контроля не выявили нарушений.

Обращение в прокуратуру должно содержать:

  • ФИО;
  • причину обращения — некорректная работа АПВГК;
  • требования — проверить АПВГК;
  • подпись и дату.

Подтверждением того, что весы сработали некорректно, могут быть:

  • Транспортная накладная, в которой указаны вес и габариты груза, а также распечатка с весов на выезде со склада.
  • Пломба. Если она не вскрыта, можно доказать, что груз в дороге не догружался и не перемещался.
  • Ответ от Росавтонадзора и ЦАФАП о результатах измерения на других АПВГК. Перевозчик должен направить официальный запрос в контролирующие органы.
  • Данные о маршруте и средней скорости из системы «Платон». Их тоже можно получить через официальный запрос.

Эти документы нужно приложить к обращению и ждать ответа от прокуратуры. Они проведут проверку, и если весы действительно неисправные — отменят штрафы.

Кто штрафует за нарушение весогабаритного контроля

Штрафы за весогабаритный контроль выписывают сотрудники Ространснадзора и ГИБДД независимо от способа фиксации нарушения.

Как работают рамки весогабаритного контроля

В автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК) входят:

  • весы — на ходу взвешивают автомобиль, определяют общую массу автомобиля с грузом, нагрузку на оси и расстояние между ними;
  • датчики — определяют габариты автомобиля;
  • сенсоры — фиксируют проезд автомобиля через АПВГК;
  • камеры — распознают скорость автомобиля и его номера;
  • передатчик — передает данные об автомобиле по спутниковой связи.

Когда машина проезжает через пункт контроля, АПВГК измеряет параметры авто и отправляет данные в единый информационный центр. Там автоматически определяется владелец автомобиля и проверяется разрешение на перевозку крупногабаритных или тяжеловесных грузов.

Если разрешения нет, а грузовик превысил установленные нормативы, АПВГК формирует акт результатов измерения и отправляет его в ГИБДД. Госорган формирует постановление о нарушении и начисляет штраф.

Требования к пунктам АВГК:

  • Пункты можно размещать только там, где есть специальные площадки и возможность остановить автомобиль.
  • Перед пунктом АВГК не менее, чем за 50 метров, устанавливают дорожные знаки. Знаки предупреждают об измерении и требуют двигаться с равномерной скоростью для более точного измерения.
  • На каждом пункте автоматического весогабаритного контроля устанавливают информационные табло, которые показывают перегруз.
  • Пункт АВГК можно устанавливать на расстоянии не менее 100 метров перед и не менее 50 метров после перекрестков, остановок, стоянок и других участков ускорения или замедления движения.
  • Каждый пункт должен пройти тестовый период — 3 месяца. В это время пункт измеряет параметры проезжающих через него автомобилей и уведомляет водителей о перегрузе. Штрафы за нарушения не выписываются. После окончания тестового периода оператор дороги проверят корректность работы АПВГК. В последующем раз в три месяца проводятся проверки соответствия мест установки оборудования АПВГК установленным требованиям.

Требования прописаны в Порядке осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств.

Если водитель увидел на табло, что его транспортное средство перегружено, он должен:

  • Остановиться за пределами проезжей части в ближайшем подходящем месте. Машина не должна создавать препятствия движению.
  • Попытаться устранить нарушение. Иногда это возможно — например, если незначительно превышена нагрузка на ось, груз можно передвинуть. На пунктах контроля с операторами можно вызвать эвакуатор. На АПВГК это неприменимо: задержать и эвакуировать транспортное средство без уполномоченного должностного лица невозможно.

Даже если устранить нарушение получилось, перевозчик все равно получит штраф.

Необоснованный штраф с АПВГК. Почему приходят такие штрафы

Водители жалуются, что некоторые рамки показывают перевес или превышение габаритов, хотя на погрузке все было в порядке.

Чтобы измерение работало корректно, весы и датчики должны проходить регулярную поверку, а сам пункт должен соответствовать техническим требованиям. Например, дорога, на которой он стоит, должна быть ровной, без уклона. У водителей, которые попадались на перегрузе, возникают сомнения, что все АПВГК работают корректно.

На профессиональном форуме перевозчик рассказал, что машина проехала через несколько рамок весогабаритного контроля в Нижегородской области, и они выдали разные результаты. Все рамки показывали, что нарушений нет, а с одной из них пришел штраф, хотя груз был опломбирован, закреплен и не мог сместиться.

В Челябинской области перевозчики жаловались на некорректные штрафы от одной из рамок весогабаритного контроля. Только за полмесяца было выписано 1 800 постановлений. Перевозчики стали заезжать в город в объезд, а ГИБДД прекратила принимать штрафы с этой рамки до проверки. По итогам проверки выяснилось, что рамка завышает габариты грузовиков на скорости 70 км/ч. Было принято решение перенастроить рамку.

Чтобы избежать штрафов, перевозчики обмениваются между собой информацией о потенциально неисправных АПВГК. Места самых частых нарушений отслеживают при помощи специальных сервисов, например OnlineГИБДД. Сервис ежедневно присылает информацию о новых штрафах и показывает все детали нарушения. Если с какой-то рамки приходят штрафы, хотя на других пунктах перевеса не было, перевозчики учитывают это при построении маршрута.

Узнайте, с какой рамки приходят штрафы

Проверим все штрафы вашей организации. Покажем полные детали — время и место нарушения на карте, фото, статью КоАП.

Какие бывают пункты весогабаритного контроля

Чтобы ездить по дорогам, грузовой транспорт должен соответствовать параметрам, которые прописаны в Приложениях к Постановлению Правительства РФ от 21.12.2020 N 2200. Если груз превышает нормативы, на его перевозку требуется специальное разрешение.

Параметры контролируются с помощью пунктов весогабаритного контроля. На пунктах весы и датчики замеряют параметры грузовика. Также там проверяют, есть ли у перевозчика разрешение на перевозку крупногабаритного груза.

Пункты весогабаритного контроля бывают трех видов:

  • Стационарные. Располагаются на конкретных участках дороги. Работают под контролем оператора.

Стационарный пункт весогабаритного контроляФото: фотобанк Лори

  • Передвижные. В специальный автомобиль-фургон загружают измерительное оборудование. Передвижной пункт должен располагаться на специальной площадке, не создавать помех другим водителям и не угрожать безопасности движения. Допустимое покрытие, размер и уклон площадки прописываются в документации к измерительному оборудованию. Проверку проводит сотрудник Ространснадзора или оператор пункта весогабаритного контроля.

Передвижной пункт весогабаритного контроляФото: фотобанк Лори

  • Автоматические (АПВГК). Весы монтируются прямо в дорожное полотно. Водитель проезжает через измерительную рамку, параметры автомобиля измеряются автоматически — без участия оператора.

Весогабаритная рамка (АПВГК)Фото: Дороги Марий Эл

 

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

© ООО "Автопомощь", 16+ 2013-2024. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя со ссылкой на источник.
Ваше имя
Электронная почта
Сообщение
Все документы разработаны с учетом последних изменений законодательства.
После оплаты пришлем готовый комплект на почту.
Стоимость — 3 000 ₽

+ 5% НДС — 150 ₽

Электронная почта

В комплект входят документы:

1. Должностная инструкция ответственного за БДД
2. Должностная ответственного за техсостояние
3. Должностная инструкция контролера
4. Должностная инструкция ответственного за путевые листы
5. Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
6. Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
7. Должностная инструкция водителя автобуса
8. Инструкция крупногобаритные грузы
9. Инструкция опасные грузы
10. Инструкция специальные сигналы
11. Приказ о назначении ответственного за БДД
12. Приказ о назначении ответственного за техсостояние
13. Приказ о назначении контролера
14. Приказ о назначении ответственного за путевые листы
15. Положение о проведении стажировки
16. Программа стажировки водителей
17. Приказ о назначении водителя-наставника
18. Приказ о стажировке и испытании
19. Приказ о допуске к самостоятельной работе
20. Программа вводного инструктажа

Ещё 35 документов Свернуть
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на Условия оказания услуги