Сейчас действует закон об отмене обязательного техосмотра для большинства автомобилей. Многие считают, что оформлять диагностическую карту не надо никому, но это не так. Она обязательна для юрлиц, а в отдельных случаях и для физлиц. В статье расскажем:
- Нужен ли техосмотр в 2025 году. Для кого диагностическая карта обязательна
- Штраф за отсутствие техосмотра
- Как проверить диагностическую карту
- Как проходит техосмотр в 2025 году
- Как часто нужно проходить техосмотр
- Когда могут аннулировать диагностическую карту
Нужны ли техосмотр и диагностическая карта в 2025 году. Для кого обязательны
Процедура техосмотра изменилась (Закон № 494-ФЗ). Теперь проходить техосмотр необязательно для легковых автомобилей и мотоциклов, которыми владеют физлица и используют их в личных целях.
Разберемся, в каких ситуациях в 2025 году диагностическая карта по-прежнему обязательна.
Диагностическая карта для юрлиц, которые занимаются коммерческими перевозками
Юрлицам и коммерческому транспорту обязательно нужно иметь диагностическую карту. Под коммерческим транспортом понимают грузовики, автобусы, такси.
Если у водителя нет техосмотра, ему грозит штраф.
Диагностическая карта для постановки автомобиля на учет
При постановке на учет или регистрации автомобиля старше 4 лет потребуется диагностическая карта.
Техосмотр понадобится и при изменении конструкции автомобиля. Например, если владелец поставил газобаллонное оборудование. Диагностическая карта подтвердит, что автомобиль соответствует правилам безопасности дорожного движения.
Диагностическая карта для ОСАГО
Техосмотр для ОСАГО необязателен. Это условие действует для физлиц и для юрлиц.
Раньше при ДТП страховая могла применить регресс — запросить у виновника возмещение ущерба при следующих условиях:
- причиной ДТП стала техническая неисправность автомобиля;
- у водителя не было действующей диагностической карты.
Сейчас страховая может применить регресс только к тем автомобилям, для которых техосмотр остался обязательным — юрлица и коммерческий транспорт.
Диагностическая карта для выезда за границу
При выезде за границу на своей машине автомобилист должен иметь действующую диагностическую карту.
Штраф за отсутствие техосмотра
Если водителю нужно пройти техосмотр, а он этого не сделал — штраф 2 000 рублей (ст. 12.5 КоАП РФ). Штраф могут выписать только раз в сутки на водителя транспортного средства.
Также предусмотрены штрафы за выпуск на линию автомобиля без техосмотра: для должностных лиц, которые отвечают за состояние транспорта компании — 500 рублей, для юридических лиц — 50 000 рублей (ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ).
Проверяйте штрафы компании
OnlineГИБДД ежедневно проверяет все штрафы автопарка, показывает детали штрафа и реквизиты для оплаты, напоминает о сроках скидки и оплаты.
Как проверить диагностическую карту
Все сведения о диагностической карте и прохождении техосмотра хранятся в ЕАИСТО (Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра). Поэтому проверить наличие диагностической карты сотрудники ГИБДД могут электронно, бумажную версию возить необязательно.
Проверка диагностической карты для юрлиц
Юрлицам важно следить за диагностической картой — она необходима каждому автомобилю компании. Когда машин много, нужно следить за сроками действия всех диагностических карт и вовремя записываться на техосмотр. Руководитель должен контролировать, чтобы водитель прошел техосмотр и получил карту вовремя — за отсутствие актуального техосмотра предусмотрен штраф.
Проверяйте штрафы и диагностические карты
OnlineГИБДД ежедневно проверяет штрафы и диагностические карты по всем машинам компании. Если заканчивается срок техосмотра, сервис напомнит его пройти.
Проверка диагностической карты для физлиц
Проверка диагностической карты может пригодиться физлицам при покупке машины, особенно если она старше 4 лет. Узнать, есть ли диагностическая карта у автомобиля, можно на сайте ЕАИСТО.
Как проходит техосмотр в 2025 году
Техосмотр можно пройти только в аккредитованном пункте. Список таких пунктов представлен на сайте Российского союза автостраховщиков.
Водителю нужно иметь при себе:
- паспорт;
- паспорт транспортного средства или свидетельство о регистрации.
Перед процедурой мастер сверяет VIN, номера кузова, рамы и кабины с документами. Если они не совпадут, в техосмотре откажут.
Автомобиль фотографируют до и после прохождения техосмотра. Данные загружают в ЕАИСТО — единая автоматизированная информационная система технического осмотра. В систему вносят фотографии, госномер, марку, модель, цвет и геолокацию сервиса ТО. Информация хранится не менее 5 лет.
При успешном прохождении техосмотра заводят электронную диагностическую карту и вносят в нее пометку, что автомобиль соответствует требованиям. Доступ к такой карте имеет владелец автомобиля, страховая компания и сотрудники ГИБДД.
Как часто нужно проходить техосмотр
Частота прохождения техосмотра для юрлиц и коммерческого транспорта зависит от возраста автомобиля и цели использования:
- для автомобилей старше 4 лет проходить техосмотр нужно раз в 2 года, старше 10 лет — каждый год;
- для грузовиков, автобусов, такси проходить техосмотр нужно каждый год, если транспорт старше 5 лет — каждые полгода.
Когда могут аннулировать диагностическую карту
Есть ситуации, в которых диагностическую карту могут аннулировать:
Выдали диагностическую карту без техосмотра
Для получения диагностической карты автомобиль обязательно должен пройти осмотр в пункте ТО. Сотрудники ГИБДД могут проверить, действительно ли в момент техосмотра автомобиль был в пункте ТО. Если в момент оформления диагностической карты автомобиль был в другом месте, карту аннулируют, а оператора пункта техосмотра оштрафуют и лишат аккредитации.
Автомобиль с неисправностями, но диагностическая карта есть
Ситуация случается, если автомобилист получил диагностическую карту, но на техосмотр не приезжал.
Сотрудники ГИБДД могут отправить автомобиль на повторный техосмотр, если заметят нарушения безопасности дорожного движения. Если в ходе техосмотра выявят несоответствия безопасности, то ранее выданную карту аннулируют.
Также рассматривается инициатива, которая позволит инспекторам самостоятельно аннулировать диагностическую карту, если у них появятся сомнения в ее подлинности.