Войти

Верховный суд поручил проверять проекты расстановки дорожных знаков прежде чем привлекать водителей к ответственности

14 октября 2025
64

Фото: фотобанк Лори

Такое указание «Ъ» обнаружил в обзоре судебной практики ВС — образцом для судей стало дело из Красноярского края.

26 января 2024 года водитель Борис Герега на федеральной трассе Р-257 «Енисей» выехал на полосу встречного движения в зоне действия знака «Обгон запрещен». Поскольку годом ранее он уже совершал подобное нарушение, районный суд применил к нему повышенное наказание по ч. 5 ст. 12.15 КоАП и лишил прав на 12 месяцев. Апелляции и кассации оставили решение в силе, но Верховный суд отменил постановление и отправил дело на пересмотр, согласившись с доводом Гереги, что соответствующий знак не был включён в проект организации дорожного движения (ПОДД) на этом участке.

ПОДД — документ, в котором оформляют схемы расстановки знаков, разметки, светофоров и других элементов. Проекты разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти по правилам, утвержденным приказом Минтранса №274. Верховный суд посчитал, что фактическое наличие знака на дороге само по себе недостаточно: суды должны запросить и изучить документацию, подтверждающую легитимность его установки.

Эксперты, опрошенные «Ъ», подтверждают, что случаи расхождения между фактической расстановкой знаков и их отражением в ПОДД встречаются. Член общественного совета Минтранса Московской области, эксперт по организации дорожного движения Андрей Мухортиков объяснил, что иногда знак удален из проекта, но физически не демонтирован, либо документ о решении владельца дороги в суд не направлен. Основатель проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов отметил, что водители обязаны соблюдать требования знаков, и в большинстве случаев запреты установлены обоснованно, а у инспекторов может не быть доступа к проектам организации движения.

Андрей Мухортиков также подчеркнул отсутствие единой общегосударственной системы, где бы были собраны все данные о размещении указателей, из‑за чего обеспечить идеальный порядок технически сложно.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2024 году в местах 37,7 тыс. ДТП были выявлены признаки нарушений требований к состоянию и обустройству дорог; в 17,6% таких локаций отсутствовали дорожные знаки. Аналогичных данных за 2025 год еще не публиковалось.

Не пропустите новые полезные публикации

Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.

© ООО "Автопомощь", 16+ 2013-2024. Любое использование материалов сайта допускается только с разрешения правообладателя со ссылкой на источник.
Ваше имя
Электронная почта
Сообщение
Все документы разработаны с учетом последних изменений законодательства.
После оплаты пришлем готовый комплект на почту.
Стоимость — 3 000 ₽

+ 5% НДС — 150 ₽

Электронная почта

В комплект входят документы:

1. Должностная инструкция ответственного за БДД
2. Должностная ответственного за техсостояние
3. Должностная инструкция контролера
4. Должностная инструкция ответственного за путевые листы
5. Должностная инструкция водителя легкового автомобиля
6. Должностная инструкция водителя грузового автомобиля
7. Должностная инструкция водителя автобуса
8. Инструкция крупногобаритные грузы
9. Инструкция опасные грузы
10. Инструкция специальные сигналы
11. Приказ о назначении ответственного за БДД
12. Приказ о назначении ответственного за техсостояние
13. Приказ о назначении контролера
14. Приказ о назначении ответственного за путевые листы
15. Положение о проведении стажировки
16. Программа стажировки водителей
17. Приказ о назначении водителя-наставника
18. Приказ о стажировке и испытании
19. Приказ о допуске к самостоятельной работе
20. Программа вводного инструктажа

Ещё 35 документов Свернуть
Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь на Условия оказания услуги