
Фото: фотобанк Лори
Такое указание «Ъ» обнаружил в обзоре судебной практики ВС — образцом для судей стало дело из Красноярского края.
26 января 2024 года водитель Борис Герега на федеральной трассе Р-257 «Енисей» выехал на полосу встречного движения в зоне действия знака «Обгон запрещен». Поскольку годом ранее он уже совершал подобное нарушение, районный суд применил к нему повышенное наказание по ч. 5 ст. 12.15 КоАП и лишил прав на 12 месяцев. Апелляции и кассации оставили решение в силе, но Верховный суд отменил постановление и отправил дело на пересмотр, согласившись с доводом Гереги, что соответствующий знак не был включён в проект организации дорожного движения (ПОДД) на этом участке.
ПОДД — документ, в котором оформляют схемы расстановки знаков, разметки, светофоров и других элементов. Проекты разрабатывают и утверждают органы исполнительной власти по правилам, утвержденным приказом Минтранса №274. Верховный суд посчитал, что фактическое наличие знака на дороге само по себе недостаточно: суды должны запросить и изучить документацию, подтверждающую легитимность его установки.
Эксперты, опрошенные «Ъ», подтверждают, что случаи расхождения между фактической расстановкой знаков и их отражением в ПОДД встречаются. Член общественного совета Минтранса Московской области, эксперт по организации дорожного движения Андрей Мухортиков объяснил, что иногда знак удален из проекта, но физически не демонтирован, либо документ о решении владельца дороги в суд не направлен. Основатель проекта «Подслушано у ДПС» Валентин Ильинов отметил, что водители обязаны соблюдать требования знаков, и в большинстве случаев запреты установлены обоснованно, а у инспекторов может не быть доступа к проектам организации движения.
Андрей Мухортиков также подчеркнул отсутствие единой общегосударственной системы, где бы были собраны все данные о размещении указателей, из‑за чего обеспечить идеальный порядок технически сложно.
По данным Научного центра безопасности дорожного движения МВД, в 2024 году в местах 37,7 тыс. ДТП были выявлены признаки нарушений требований к состоянию и обустройству дорог; в 17,6% таких локаций отсутствовали дорожные знаки. Аналогичных данных за 2025 год еще не публиковалось.