
Фото: фотобанк Лори
С 1 сентября 2025 года в действие вступили поправки в Правила взимания платы, регламентирующие работу системы «Платон», и порядок внесения оплаты за проезд грузового транспорта по федеральным трассам. Нововведения направлены на совершенствование учета маршрутов и оплат, а также на противодействие негативному влиянию помех на спутниковую навигацию.
Коротко о главных изменениях:
- Автоматическая достройка маршрута: если бортовое устройство вышло из строя или отключено, система сможет восстановить маршрут на основании данных из других источников (включая камеры и иные техсредства). Расчет маршрута будет выполняться преимущественно по дорогам федерального значения и завершаться в течение 3 календарных дней после получения информации.
- Уведомления владельцам: в личном кабинете будут отражаться протяжeнность автоматически рассчитанного маршрута и списанная за него плата.
- Списание без штрафов: при автоматической достройке маршрута взимается только плата, штрафы за движение без внесения платы применяться не будут.
Перевозчики оценивают нововведения в целом положительно.
«Главное достижение — существенное снижение штрафов за потерю сигнала из‑за работы средств РЭБ или плохого приема GPS/ГЛОНАСС. Раньше «рамки» не фиксировали бортовое устройство, и перевозчики получали штрафы за якобы неоплаченные участки. Автоматическая достройка маршрута частично решила эту проблему», — рассказывает о влиянии поправок на работу транспортных компаний Михаил Коптев, коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф‑Карго».
Эксперт также отметил, что повысилась прозрачность системы — новые отчеты в личном кабинете, уведомления о рассчитанных маршрутах и списаниях дают больше ясности собственникам транспорта. Условия стали справедливее: перевозчики с техническими сбоями теперь менее уязвимы к необоснованным штрафам.
Однако ряд проблем сохраняется. Так, нужно отметить, что автоматическая достройка работает не всегда корректно, особенно в городах и на сложных участках — система может неправильно определить маршрут или его протяженность.
Также перевозчики предупреждают, что трехдневный срок расчета создает неопределенность для планирования.
Что касается нового алгоритма списания оплаты, то и здесь нашлись недочеты. Михаил Коптев из «Скиф‑Карго» комментирует: «Остаются сложности с досудебным обжалованием — доказать правомерность требует времени и ресурсов, особенно у малого бизнеса. Если бортовое устройство неисправно или не зарегистрировано, могут возникнуть проблемы».
Вывод: обновленные правила повышают защиту перевозчиков от штрафов из‑за сбоев навигации и делают процесс более прозрачным, но сохраняют операционные и процедурные риски для компаний, особенно малого и среднего бизнеса.