Контролер технического состояния автотранспортных средств — это сотрудник, который следит, чтобы автомобили перед выездом были в порядке. Если контролер находит неисправность, он запрещает использовать машину.
В статье рассказываем:
- Кто может быть контролером, какие требования к нему предъявляются, какое образование нужно
- Какие штрафы выставляют за отсутствие контролера или его несоответствие
- Какие обязанности у контролера
- Нужно ли составлять должностную инструкцию
- Какие штрафы может получить контролер
Кто может быть контролером. Образование и требования
Контролером может быть водитель, механик, начальник отдела и другие специалисты. Законодательство не устанавливает ограничений, главное — наличие необходимого образования и знаний.
Образование и стаж
Требования к образованию и стажу контролеров устанавливает Приказ Минтранса № 282 от 31.07.2020. Согласно ему, этот специалист должен иметь:
- Диплом по специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».
- Диплом по любой специальности, связанной с обслуживанием и использованием транспорта, и опыт работы в техническом обслуживании и ремонте автомобилей не менее 1 года. Например, автомеханик, инженер по транспорту, техник по ремонту автомобилей.
- Диплом по любой профессии в автомобильной области и стаж работы не менее 3 лет. Например, водитель, слесарь по ремонту автомобилей, автослесарь.
Если нет профильного образования, нужно иметь диплом о любой специальности и пройти переподготовку по специальности «Контролер технического состояния автотранспортных средств». Опыт в таком случае не требуется.
Где можно пройти переподготовку:
- В колледжах, техникумах или образовательных центрах, где есть курсы переподготовки и повышения квалификации в области технического обслуживания транспорта.
- В учебных центрах при автотранспортных компаниях.
- В учреждениях дополнительного образования.
Требования
Помимо образования, контролер еще должен знать:
- Правила безопасности и обслуживания машин. Например, как правильно обслуживать машину, чтобы она не вышла из строя и не создавала опасных ситуаций на дороге.
- Действующие ПДД. Нужно знать актуальные правила дорожного движения, чтобы разбираться, кто прав, а кто нет в спорных ситуациях.
- Как заполнять техническую документацию. Следует правильно оформлять документы при ремонте или осмотре машины — от отчетов до заявок на ремонт.
- Устройство и принцип работы машин. Понимать, как работает двигатель, тормоза, подвеска и другие важные системы.
- Различия между основными марками авто. Например, чем отличается Toyota от Ford или Kia — от системы двигателя до ходовой части.
- Как оценивать качество работы. Уметь понять, хорошо ли выполнен ремонт или техобслуживание, или где-то остались проблемы.
- Профилактика и диагностика неисправностей. Например, вовремя заметить странные звуки в двигателе или вибрацию на руле и понять, в чем дело.
- Как проверить техническое состояние машины. Уметь определить, в порядке ли тормоза, фары, рулевое управление и другие важные элементы.
- Правила ухода за инструментами и оборудованием. Чтобы все было исправным и готовым к работе — от домкрата до диагностического оборудования.
- Основы законодательства. Понимать основные юридические моменты по работе с транспортом, по пожарной безопасности и охране труда.
Штрафы за отсутствие контролера или его несоответствие
Если компания занимается пассажирскими или грузовыми перевозками, контролер технического состояния должен быть обязательно. Он может быть как отдельным сотрудником, так и работать по совместительству. Главное, чтобы у контролера было необходимое образование, опыт работы и соответствие требованиям к должности.
Если в организации нет контролера или он не соответствует требованиям, а техническое состояние автомобилей перед поездками никто не проверяет, компанию могут оштрафовать.
За нарушение требований безопасности перевозок, включая несоответствие контролера
По ч. 1 ст. 12.31.1 КоАП РФ:
- должностное лицо — на 20 000 рублей;
- юридическое лицо — на 100 000 рублей.
За выпуск транспортного средства без проверки его технического состояния
По ч. 3 ст. 12.31.1 КоАП РФ:
- водителя — на 3 000 рублей;
- должностное лицо — на 5 000 рублей;
- юридическое лицо — на 30 000 рублей.
В OnlineГИБДД можно проверить все штрафы компании и оплатить их одной операцией.
Обязанности
Что делает контролер технического состояния ТС:
Проверяет машины перед выездом на линию
Перед отправкой водителя в рейс контролер смотрит, все ли в порядке с машиной.
Следит за состоянием транспорта после возвращения
Когда машина возвращается с рейса, контролер снова осматривает ее, чтобы убедиться, что нет новых повреждений.
Оформляет техническую документацию
Записывает результаты осмотров, оформляет бумаги при выявлении неисправностей и подает заявки на ремонт.
Контролирует сроки технического обслуживания
Проверяет, чтобы каждая машина проходила техобслуживание по расписанию.
Организует эвакуацию машин при поломке или аварии
Если транспорт сломался в пути или попал в ДТП, контролер помогает организовать его доставку на стоянку или в сервис.
Контролирует правильное использование материалов
Следит, чтобы расход топлива, масла и других материалов был в пределах нормы.
Выявляет неисправности и оценивает качество ремонта
Контролер должен уметь понять, что с машиной не так, и проверить, насколько хорошо ее отремонтировали.
Должностная инструкция
Должностная инструкция для контролера нужна, чтобы сотрудник точно знал свои обязанности — проверка машин, оформление нужных документов, контроль за ремонтом и т.д. Например, если контролер проверил автомобиль, а потом случилась авария из-за неисправности, компания сможет доказать, что ответственность за проверку лежала на контролере. Также инструкция помогает подтвердить, что организация соблюдает закон и проверяет машины перед выходом на маршрут.
Подготовили образец должностной инструкции контролера технического состояния автотранспорта, который включает основные моменты. Если нужно, инструкцию можно дополнить в зависимости от специфики работы компании.
Какие штрафы может получить контролер
Контролер может получить штрафы за различные нарушения:
За выпуск неисправного транспортного средства на линию
Штраф от 5 000 до 20 000 рублей (статья 12.31.1 КоАП РФ). Например, если контролер не заметил, что автобус не готов к поездке, и отправил его в рейс.
За нарушение правил пожарной безопасности
штраф от 6 000 до 15 000 рублей (статья 20.4 КоАП РФ). Например, если контролер не проверил исправность оборудования для хранения топлива или допустил его неправильное хранение.
За нарушение норм охраны труда
Штраф от 2 000 до 5 000 рублей (статья 5.27.1 КоАП РФ). Например, если контролер допустил, чтобы механики работали без защитной одежды или не проверяли оборудование на безопасность.
Контролер технического состояния: частые вопросы
Чем занимается контролер технического состояния?
Контролер технического состояния транспортных средств:
- Проверяет машины перед выездом на линию.
- Следит за состоянием транспорта после возвращения.
- Оформляет техническую документацию и подает заявки на ремонт.
- Контролирует сроки технического обслуживания.
- Организует эвакуацию машин при поломке или аварии.
- Контролирует правильное использование материалов.
- Выявляет неисправности и оценивает качество ремонта.
Сколько действует диплом контролера?
Диплом контролера технического состояния действует бессрочно. Если специалист прошел обучение, получил диплом или свидетельство, повторно учиться не нужно. Также контролеры не должны регулярно подтверждать свою квалификацию, в отличие, например, от водителей, перевозящих опасные грузы.
Что будет, если в организации нет контролера?
Если в компании, которая занимается перевозкой пассажиров или грузов, нет контролера технического состояния, это считается серьезным нарушением закона. Организация может получить штраф до 100 000 рублей.
Как стать контролером?
Чтобы стать контролером технического состояния, нужно:
- Иметь соответствующее образование или пройти специальные курсы.
- Получить диплом или удостоверение установленного образца.
- Обладать необходимыми навыками.
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Обязательные инструктажи для водителей в 2025 году
Учет и списание ГСМ в бухгалтерии в 2025 году
Топ–5 причин, которые мешают пройти техосмотр в 2025 году
Путевой лист автомобиля: для чего нужно оформлять и в каких случаях
Какие документы по БДД должны быть в каждой организации
Проезд по МСД в 2025 году: сколько стоит, как оплатить и проверить задолженность
В Москве проходит платная дорога Московский скоростной диаметр (МСД). По МСД ездят транзитом грузовые автомобили разных организаций — водителям нужно…
За что лишают водительских прав в 2025 году
За серьезные нарушения ПДД водителя могут лишить прав — это один из видов административного наказания. Решение принимает суд, и на…
Путевой лист автомобиля: для чего нужно оформлять и в каких случаях
Путевой лист — обязательный документ, без которого перевозчику нельзя выходить в рейс, иначе выпишут штраф. В статье рассказываем, когда нужен…