Новые технологии активно трансформируют все сферы жизни, транспорт и логистика не стали исключением. За рубежом для мониторинга пробок и аварий уже используют беспилотники, а в России камеры с искусственным интеллектом «ловят» водителей с телефоном за рулем.
В статье разберем, как еще изменится транспортная система страны и к чему стоит готовиться автопаркам.
Какие проекты уже внедряют на дорогах
Как цифровизация влияет на работу автопарков
Как автопаркам адаптироваться к быстро меняющейся реальности
Какие проекты уже работают на дорогах
Цифровизация транспорта происходит в нескольких направлениях. Дороги и контроль за движением становятся «умнее», а государство создает проекты, которые объединяют всех участников сферы.
Один из самых масштабных — единая аналитическая база. Она объединит данные о транспорте и перевозках, и станет источником информации о ДТП, нарушениях, состоянии инфраструктуры для госорганов и бизнеса.
Все начисления, связанные с транспортом, постепенно сводятся в ГИС ГМП (Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах), через нее проходят все штрафы, налоги и пошлины. Государство движется к тому, чтобы сделать эту систему единственным источником информации — это должно сократить ошибки, ускорить обработку данных и повысить качество госуслуг.
«Для бизнеса создание единой базы данных означает больше прозрачности и предсказуемости, а в перспективе — появление предиктивной аналитики. Как следствие, мониторинговые системы смогут предлагать варианты оптимизации работы автопарка», — отмечает Андрей Клят, CEO сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД.
Чтобы получить доступ к данным из ГИС ГМП, бизнесу необходимо либо самостоятельно создавать сложные IT-решения, либо использовать специализированные сервисы, например, OnlineГИБДД. Он позволяет мониторить штрафы, контролировать оплату проездов по платным дорогам, проверять сроки действия водительских удостоверений и администрировать весь автопарк в едином окне.
Если запуск единой аналитической базы сейчас активно готовится, то другие проекты уже действуют во многих городах России.
Умные камеры. В Москве системы видеоаналитики с нейросетями начали внедрять в 2022 году. Они автоматически распознают дорожные инциденты: ДТП, упавший груз, животных на проезжей части. После фиксации события система передает сигнал, на место выезжает «Дорожный патруль» и оперативно убирает всё, что затрудняет движение.
Уже в первый год использования камер число погибших на МКАД снизилось на 30%, а к 2025 году камеры помогли сократить смертность еще на 20%. В начале 2025 года с их помощью было зафиксировано около миллиона различных инцидентов.
Также летом столичные власти провели тендер на новые комплексы фотовидеофиксации. В городе установят еще сотни камер с расширенным набором функций: от контроля движения до анализа состояния дорожной инфраструктуры.
Интеллектуальные транспортные системы. Сегодня ИТС работают уже в 56 регионах России. Они включают в себя целый комплекс: умные светофоры, датчики мониторинга потоков, видеонаблюдение, сервисы для общественного транспорта и контроль работы дорожных служб.
«Умные» системы снизили загруженность дорог в Краснодаре на 10%, несмотря на рост трафика на 18%. В городе около трети светофоров перевели в адаптивный режим: они меняют циклы работы в зависимости от нагрузки.
Похожую систему планируют развернуть и в Ростове-на-Дону. Государственная информационная система «Интеллектуальная транспортная система Ростовской области» будет готова к концу 2025 года. Она объединит управление движением и безопасностью на региональных и межмуниципальных дорогах.

Фото: фотобанк Лори
Интеллектуальную транспортную систему уже развивают во всех регионах ЮФО
Помимо государства, заметный вклад в цифровизацию транспорта вносят и коммерческие компании. Один из подобных проектов — аналитический модуль БДД от компании «Урбантех».
Компания разработала систему прогнозирования и аналитики ДТП, которая интегрируется с другими техническими элементами вроде камер и комплексами фотовидеофиксации.
Система показывает, на каких участках чаще всего происходят ДТП, помогает выбрать меры для снижения аварийности: например, установить дополнительные камеры или изменить режим работы светофоров. Еще она контролирует техническое состояние камер и другого оборудования, собирает информацию о его работе и позволяет прогнозировать возможные сбои.
«Важно не только провести анализ при выборе дислокации комплекса, но и эффективно эксплуатировать его в дальнейшем. Для поддержания всех технических элементов в должном состоянии мы применяем еще одну единую платформу собственной разработки, которая позволяет прогнозировать возникновение проблемы и, что особенно важно, идентифицировать ложные тревоги.
Система позволяет получать всю актуальную информацию о местах размещения, составе и состоянии оборудования. Мы используем предиктивную аналитику, другими словами, мы работаем на опережение.
В результате аварийные повреждения сводятся к минимуму благодаря своевременному эксплуатационному сервису, оборудование исправно функционирует и позволяет контролировать соблюдение ПДД», — Александр Домбровский, заместитель генерального директора ГК «Урбантех».
Как цифровизация влияет на работу автопарков
Цифровизация влияет на все аспекты работы автопарков. С одной стороны — технологии на дорогах создают новые правила игры для компаний, с другой — цифровые инструменты помогают бизнесу адаптироваться к новой реальности.
Внешние изменения. Для автопарков цифровизация и интеллектуализация означают рост количества штрафов и их автоматической фиксации. Риск столкнуться с исполнительными производствами, блокировками счетов и арестом имущества станет выше. Когда-то камеры фиксировали только скорость, затем линейные нарушения, проезд на красный свет и стоп-линию. С развитием технологий появились новые составы нарушений, с которыми бизнес будет иметь дело.
«Конечно, Москва здесь выходит на первый план. Например, с января 2024 года столичные комплексы* фиксируют непропуск пассажиров трамваев. Нарушение фиксируется, если на корме трамвая загорается предупреждающий сигнал, а автомобилист продолжает движение.
Но и Подмосковье не отстает от столицы. В регионе применяется более двух тысяч систем фотовидеофиксации. Среди них комплексы “Азимут 4”, которые фиксируют самые разные типы нарушений ПДД.
К примеру, весной 2025 года они начали выявлять водителей, использующих телефон за рулем, летом 2024 года получили функцию по распознаванию езды без шлема на мототранспорте, а непристегнутые ремни безопасности “Азимуты” контролируют еще с 2022 года», — отмечает Александр Домбровский, заместитель генерального директора ГК «Урбантех».
* Речь идет о комплексах фотовидеофиксации «Азимут 4». Его разработала компания Урбантех, на данный момент «Азимут 4» фиксируют 51 состав нарушений ПДД
«Камеры и сенсоры станут «умнее» и будут фиксировать все больше нарушений. При этом с ростом числа датчиков “обмануть” систему станет практически невозможно — это усложнит жизнь мелким игрокам, но сделает транспортную систему честнее и безопаснее», — Александр Поплавский, основатель сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД, основатель и CEO сервиса проверки перевозчиков грузов Groooz.ru и сервиса рассрочки смартфонов для водителей такси 0mega.ru.
Внутренние изменения. У компаний появилось больше возможностей для автоматизации автопарка. Базовый шаг — автоматизация административных процессов: контроля документов и штрафов, ведение учета. Такие решения снимают нагрузку с сотрудников, освобождают время для анализа и формируют базу данных, на которой потом можно строить более сложные ИИ-системы.
«У некоторых компаний рутина может отнимать слишком много ресурсов. Даже для того, чтобы проверить срок действия водительских удостоверений, нужно потратить недели на ручной ввод данных и сверок.
Наш сервис позволяет значительно сократить время на эти задачи, а менеджерам сосредоточиться на развитии и качестве работы», — отмечает Андрей Клят, CEO сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД.

Благодаря OnlineГИБДД можно каждый день получать огромный массив данных в пару кликов
Цифровые технологии приходят не только в офис, но и в сами машины. В автомобилях устанавливают системы контроля водителей: видеорегистраторы и сенсоры, которые фиксируют нарушения и сразу передают данные менеджерам автопарка. На основе этих данных формируют отчеты по каждому водителю, насколько он аккуратно или агрессивно управляет транспортом.
Алексей Малиновский, технический директор компании БВС, рассказывает, что компании также встраивают в системы видеоконтроля функции искусственного интеллекта. Они смогут обнаружить усталость водителя за рулем, непристегнутый ремень или отсутствие рук на руле.
«Будущее действительно за расширенными системами контроля водителей. Но для этого нужен единый тахографический комплекс — устройство, которое объединяет привычный тахограф и функции видеоконтроля. Когда появится единый стандарт на его обязательное использование, как это произошло с тахографами, такие решения станут обязательными и будут внедряться гораздо быстрее», — подчеркивает эксперт.
Как автопаркам адаптироваться к быстро меняющейся реальности
Автопаркам предстоит готовиться к новым правилам и требованиям. Возможно, в ближайшее время сделают обязательными электронные путевые листы, затем — тахографы со встроенным искусственным интеллектом. Изменится и философия управления бизнесом, в которой ключевым фактором станет цифровизация автопарка как средство экономии ресурсов компании.
«Для перевозчиков главный эффект от цифровизации — сокращение расходов и рисков при повышении сохранности грузов, и оптимизация маршрутов. Потенциальная экономия в логистике — до 15%», — отмечает Тимофей Падчин, руководитель департамента транспортной логистики MOLCOM.
15% — это усредненная цифра. Она основана на отчетах McKinsey, World Economic Forum и других исследованиях, а также подтверждается российской практикой.
Изменения коснутся и самого транспорта. Сейчас значительно растет спрос на электромобили. Когда автопарки будут переходить на новый вид авто, им придется перестраивать логистику маршрутов, учитывать инфраструктуры зарядных станций и искать новые подходы к управлению автопарком.
«Уже через 5-10 лет сфера поменяется кардинально. Завершится этап пилотных проектов беспилотного транспорта, начнутся реальные внедрения преимущественно в сегментах доставки. Все большую роль в управлении парками, прогнозировании потребности транспорта, решении логистических задач будет играть искусственный интеллект.
Управленческие решения будут приниматься на основе данных в реальном времени. Водители будут работать с цифровыми ассистентами — получать рекомендации по маршруту, скорости и поведению на дорогах», — отмечает Сергей Бажин, основатель сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД, основатель и CEO оператора зарядных станций Egine и роуминговой платформы Ensub.
Компаниям важно понимать, что технологии — это помощники, которые освободят время и ресурсы. Уже сейчас нужно готовить сотрудников к работе с новыми инструментами и внедрять культуру data-driven управления, когда решения принимаются на основе данных и аналитики, а не только опыта и интуиции.
«Стремительное развитие ADAS* и внедрение ИИ меняют роль водителя — из «рулевых» они постепенно превращаются в операторов автопилота. Через 15–20 лет транспорт перейдет на полный автопилот, а в ближайшие 3 года нас ждет существенный рост прозрачности отрасли благодаря системам мониторинга», — Александр Поплавский, основатель сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД, основатель и CEO сервиса проверки перевозчиков грузов Groooz.ru и сервиса рассрочки смартфонов для водителей такси 0mega.ru.
* системы помощи водителю, которые автоматически контролируют скорость, удержание в полосе, дистанцию до других машин и помогают избежать аварий
«Фокус смещается на стратегию и управление: ты уходишь из рутины и принимаешь решения на основе данных, а не интуиции. Зависимость от кадров становится меньше, а ценность сотрудников выше: они выполняют более сложные и важные задачи. Когда процессы прозрачны и автоматизированы, компания может сосредоточиться на развитии бизнеса, и не переживать, все ли штрафы автопарка оплачены. Такие вопросы можно делегировать специальным сервисам, например, OnlineГИБДД», — отмечает Андрей Клят, CEO сервиса мониторинга штрафов OnlineГИБДД.
Цифровизация транспортной сферы — это не только про новые камеры и госпрограммы. Она меняет повседневную работу автопарков, дает бизнесу больше прозрачности и инструментов для управления. Те компании, которые начнут адаптироваться сейчас, смогут быстрее встроиться в новую систему правил, сократить издержки и получить конкурентное преимущество.