Рассказали, что такое электронная транспортная накладная, как и в каких случаях она применяется, кому необходима и какие есть нюансы ее использования.
- Электронная транспортная накладная (ЭТрН): что это, зачем и кому нужна
- Для чего внедрили транспортные накладные в электронном виде
- Законодательство по внедрению электронных транспортных накладных
- Как создать электронную транспортную накладную
- Форма электронной транспортной накладной
- Для кого обязательна электронная транспортная накладная
- Как перейти на электронные транспортные накладные
- Плюсы и минусы электронных транспортных накладных по сравнению с бумажными
- Сколько стоит внедрение электронных транспортных накладных
- Как работают электронные транспортные накладные
Электронная транспортная накладная (ЭТрН): что это, зачем и кому нужна
Транспортная накладная необходима для оформления перевозки любого коммерческого груза при помощи автотранспорта. До недавнего времени накладная существовала исключительно в бумажном варианте. С 1 марта 2022 года предприниматели могут оформить электронную транспортную накладную.
Максимально актуальным этот переход будет для компаний, занимающихся грузоперевозками, а также для крупных заказчиков, часто пользующихся услугами грузоперевозок. Если же вы отправляете грузы по стране пару раз в год, то проще будет воспользоваться бумажными документами, поскольку переход на ЭТрН потребует денежных затрат.
Для чего внедрили транспортные накладные в электронном виде
ЭТрН — это прежде всего про эффективность и скорость бизнес-процессов. Внедрение ЭТрН призвано оптимизировать деятельность грузоперевозчиков и их клиентов.
Использование ЭТрН позволяет:
- Получить доступ к накладной из любой географической точки. Всегда можно посмотреть, на какой стадии находится процесс грузоперевозки: каждый этап отмечается в электронной версии накладной.
- Вносить правки легко и оперативно. Если допущена ошибка — составляется новый документ. Обновленный вариант накладной моментально становится доступен каждому участнику перевозок.
- Исключить необходимость хранения бумажных накладных. Всё хранится в электронном архиве, можно быстро найти нужный документ и не нужно складировать лишние бумаги.
- Снизить потребление бумаги и ресурса офисной техники. Электронные версии любых документов — это вклад в экологию и снижение расходов.
Отдельный плюс — упрощение проверок. Налоговая сможет в любой момент получить доступ к электронным версиям. А перевозчикам, соответственно, не нужно по запросам налоговой предоставлять накладную в бумажном виде.
Законодательство по внедрению электронных транспортных накладных
Законодательная база по ЭТрН состоит из двух основных документов:
- Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. №2200 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства от 30.11.2021 г. №2116), в котором изложен порядок использования ЭТрН;
- Приказ ФНС от 09.12.2021 № ЕД-7-26/1065@, где утверждена форма документа.
С 1 марта по 1 сентября 2022 года можно использовать свою форму для накладной. После 1 сентября придется использовать тот формат, что предусмотрен приказом ФНС.
Как создать электронную транспортную накладную
В создании электронной накладной принимают участие грузоотправитель, грузоперевозчик, водитель и получатель груза. Накладная оформляется и отправляется через оператора ЭПД — например, Контур, Сбис или Такском. Оформленная накладная регистрируется в ГИС ЭПД — электронной федеральной системе. У налоговой есть доступ к этой базе данных, благодаря чему перевозчики не должны предоставлять электронные транспортные накладные при проверках.
Примерный порядок работы таков:
- Отправитель груза, используя приложение или сайт оператора ЭПД, создает накладную в личном кабинете — на компьютере, смартфоне или планшете. В накладной указывает всю необходимую информацию о грузе, точках его отправки и доставки, о перевозчике, а затем подписывает свой раздел квалифицированной электронной подписью (КЭП) и через своего оператора передает ее другим участникам процесса и в единую базу ГИС ЭПД.
- Оператор ЭПД передает сформированный документ адресату (получателю груза) и грузоперевозчику.
- Водитель фиксирует получение и дальнейшую передачу груза получателю простой ЭП, а грузоперевозчик использует для этого КЭП.
- Грузополучатель также удостоверяет получение груза с помощью КЭП.
- Грузоперевозчик заверяет накладную, используя КЭП.
Каждый из участников перевозки может скачать собственный полностью заполненный экземпляр ЭТрН.
Форма электронной транспортной накладной
ЭТрН состоит из 12 разделов, 7 из которых в обязательном порядке заполняются при каждой отправке/получении груза:
- 1, 2, 3, 6, 7 — заполняются отправителем и содержит основные данные о грузе и параметрах его доставки;
- 8 — заполняется перевозчиком и удостоверяет приемку груза;
- 10 — частично заполняется грузополучателем и фиксирует приемку груза адресатом;
- 10 — частично заполняется перевозчиком и свидетельствует об исполнении обязательств по грузоперевозкам.
Есть ещё несколько необязательных разделов, которые заполняются в случае каких-либо отклонений от первоначально заявленной схемы: смены водителя, его ТС, пункта назначения или стоимости услуг.
Для кого обязательна электронная транспортная накладная
Пока электронные транспортные накладные оформлять не обязательно: можно продолжать пользоваться бумажными. Но в ближайшие несколько лет правительство планирует перевести на ЭТрН всех грузоперевозчиков, поэтому начать постепенный переход выгоднее сейчас.
Как осуществить переход на электронные транспортные накладные
- Оформить ответственным сотрудникам электронные подписи КЭП и ПЭП — квалифицированную и простую соответственно.
- Подключить сервисы электронного документооборота, т.е. выбрать сертифицированного оператора ЭПД, который займется направлением ваших накладных.
- Подготовить соглашения об обмене электронными документами. Понадобится оформить два таких соглашения: одно — между грузоперевозчиком и водителем, второе — между отправителем, получателем и транспортной компанией (перевозчиком).
-
Обеспечить своих сотрудников смартфонами или компьютерами с соответствующими приложениями и доступами к ним.
Плюсы и минусы электронных транспортных накладных по сравнению с бумажными
Сравним работу человека, оформляющего бумажную накладную, и работу менеджера, заполняющего ЭТрН.
Бумажный вариант:
- Заполнить, распечатать три экземпляра, подписать. Накладная может включать в себя сотню позиций по доставке, соответственно, каждый экземпляр — это много распечатанных листов бумаги.
- Передать два экземпляра водителю. Если ответственное за заполнение накладной лицо находится территориально не в том же месте, где груз — лишняя поездка.
- Если в накладной ошибка, или водитель потерял накладные — перепечатывать заново.
- По завершении поездки полностью заполненный экземпляр накладной нужно вернуть отправителю. Плюс одна поездка водителя.
- Бумажная накладная хранится в бумажном архиве, при проверке её поиск занимает время.
Электронный вариант:
- Отправитель заполняет электронную версию накладной.
- Автоматически и сразу же после подписания отправителем накладная появляется в единой базе и доступна всем прочим участникам перевозки — водителю, менеджеру перевозчика, получателю.
- Распечатывается один специальный экземпляр для ГИБДД, на случай проверок на дорогах.
- Каждый этап доставки становится сразу известен всем участникам.
- Никакие оригиналы бумажных накладных не нужны.
Поскольку формат ЭТрН введен совсем недавно, наработанной практики по нему не так уж и много. Однако уже сейчас можно отметить как плюсы, так и минусы применения электронных транспортных накладных.
К плюсам относим:
- сокращение бумажного документооборота — экономия расходников, места на хранение и т.д.;
- возможность автоматизированных проверок со стороны налоговой — у ФНС есть доступ к ГИС ЭПД;
- оптимизация бизнес-процессов — проще исправлять ошибки в накладных, мгновенно получать извещения о состоянии перевозки и вносимых изменениях и т.д.
Минусы:
- необходимость договариваться с прочими участниками услуги перевозки — понадобится составлять специальные соглашения;
- отсутствие органов ГИБДД в структуре электронного документооборота — водителям нужно иметь при себе бумажный аналог (предоставляется оператором ЭПД);
- дополнительные расходы на оформление электронных подписей и услуги оператора ЭПД.
В процессе дальнейшего применения нововведения, вероятнее всего, будут выявлены и иные нюансы.
Сколько стоит внедрение электронных транспортных накладных
Среди затрат на внедрение стоит выделить:
- стоимость услуг оператора ЭПД;
- стоимость оформления электронных подписей различного уровня для ответственных сотрудников;
- стоимость обеспечения ответственных сотрудников нужной техникой.
Рассмотрим стоимость первого пункта этого списка на примере оператора СБИС.
Стоимость услуг СБИС для грузоотправителя и перевозчика рассчитывается в зависимости от количества накладных, которые понадобится выдать:
- до 200 накладных — 1 500 рублей в год;
- до 1200 накладных — 6 000 рублей в год;
- далее — от 2,5 до 5 рублей за накладную.
Для грузополучателя стоимость работы оператора не зависит от количества накладных и составляет 500 рублей в год.
Второй пункт — расходы на формирование электронной подписи. В разных регионах сертификаты ЭП стоят по-разному, ориентироваться можно на цены от 1 000 рублей в год за простую подпись без носителя (токена) и от 1 500 рублей в год за квалифицированную подпись без носителя. Стоимость токена оплачивается единоразово и составляет примерно 1 200 рублей.
Вопрос обеспечения сотрудников нужной техникой решается индивидуально каждым участником грузоперевозок.
Если у компании нет своих юристов, то в список расходов необходимо включить стоимость подготовки соглашений об обмене электронными документами между участниками грузоперевозок.
Как работают электронные транспортные накладные
За оформление электронной транспортной накладной отвечает несколько человек:
- со стороны отправителя — кладовщик, бухгалтер, менеджер (зависит от отправителя);
- со стороны перевозчика — водитель и кладовщик/менеджер/экспедитор;
- со стороны получателя — кладовщик/менеджер и т.д. (зависит от получателя).
Ошибки в электронной транспортной накладной исправляются путем составления новой ЭТрН (Приказ Минфина России от 16.04.2021 N 62н).
Если транспортной накладной нет, она утрачена или оформлена неправильно, компания может подтвердить расходы другими документами: договором, счетом-фактурой, платежными документами. Так указал Пленум Верховного Суда РФ в своём Постановлении №26 от 26.06.2018 г.
Спорные моменты есть до сих пор, ведь мы находимся на начальном этапе внедрения электронных накладных. Однако, учитывая текущие тенденции электронного документооборота, ЭТрН имеет все шансы в ближайшие несколько лет стать важной частью бизнес-перевозок. А сам процесс ее использования будет корректироваться в зависимости от ситуации.
Мы расскажем о тонкостях законодательства, поможем в этом разобраться и подскажем, что делать в спорных ситуациях.
Весогабаритный контроль: весовые рамки и штрафы за негабарит и перегруз
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом — правила и штрафы
Перевозка негабаритных грузов — правила и штрафы для юридических лиц
Пропуск на МКАД для грузового транспорта: как проверить и оформить
Как отслеживать штрафы за Платон в организации
Как вернуть деньги за излишне уплаченный штраф: подробная инструкция
В статье рассказали: Почему возникает переплата и в каких случаях можно вернуть деньги за штраф Как избегать переплаты Куда обращаться,…
Весогабаритный контроль: весовые рамки и штрафы за негабарит и перегруз
В России весь грузовой транспорт для проезда по дорогам должен иметь допустимые габариты, массу и нагрузку на оси. Чтобы проверить,…
ОСАГО в 2025: как купить, как проверить, как работает, размеры выплат
Полис ОСАГО обязателен для каждого водителя. Он страхует автогражданскую ответственность, если водитель попадет в ДТП и будет вынужден компенсировать вред…